Торговля

Розничная (ритейл) b2c, оптовая b2b, электронная (она же дистанционная) eCommerce. Сейчас даже продукты продаются через электронный площадки, хотя, на самом деле, сайт, это только верх айсберга. И даже если торговля производится исключительно оффлайн, это не отменяет необходимости автоматизации внутренних процессов. Иначе, при увеличении объёмов, хаос нарастает в геометрической прогрессии. И нужно понимать, что внедрение ИС (с любой аббревиатурой ERP, CRM, IEM) абы как, или, как обычно, это бывает, просто для того, чтобы вместо экселя вносить данные в 1С, не решает задачи ни в коей мере, а скорее наоборот, увеличивает и так нарастающий хаос. До того, как вообще начинать проект внедрения решения, будь то ERP, CRM, WMS или же IEM, необходимо выполнить следующие шаги:

  • провести преданализ (иногда — разведку боем) на месте
  • сделать реинжиниринг бизнес процессов — спланировать новый и максимально эффективный процесс to be после внедрения информационной системы
  • наметить цели, как по компании целиком, так и по каждому блоку в отдельности

И только после этого, можно начинать формальный проект внедрения информационного решения, т.е. написать устав, спланировать и создать дорожную карту и.т.д. Ключевой и наиболее частой ошибкой — является отсутствие этапа реинжиниринга или проведение его без достаточного понимания и опыта, иногда в следствие лени или недопонимания, а иногда в угоду уже состоявшемуся в принимающей организации укладу, профессиональному искажению на местах. Результатом же будет сбор требований "как есть", и автоматизация уже существующих в организации, часто "кривых" процессов. Итого — получается некое нагромождение костылей, автоматизирующее заведомо не эффективный процесс. Процесс, который потенциально, без автоматизации имел шанс эволюционировать, теперь ещё будет связан дополнительными рамками закреплёнными в информационной системе.
Вот, навскидку, краткий перечень внутренних (только внутренних) типовых проблем торговой компании:

Проблемы

  • Закупается не тот товар, который актуален в данный момент. В итоге деньги потрачены, склад завален хламом, ходовых товаров не хватает
  • Закупается ходовой товар, по не оптимальной цене, по разным причинам, что существенно урезает потенциальную маржу
  • Товар распределён по складам таким образом, что практически любой заказ, вызывает бурление логистики, потерю времени (читай — лояльности) и денег
  • Никто не знает — что где валяется и когда всё это кончится, типичная проблема складского хозяйства испокон веков
  • Невозможно сформировать оптимальный прайс-лист, в итоге какие-то товары фактически отдаются ниже возможной цены, а какие-то зависают навечно
  • Проблема с курсовой разницей и контролем маржи в зависимости от себестоимости валютного товара
  • Никто вообще не знает как эффективно работают маркетинговые компании и программы лояльности, однако туда уходят миллионы реальных денег.
  • Кто будет контролировать контроллеров. Проблема любой организации вообще — мотивация сотрудников, не менее актуальна и в торговой компании.
  • Нет инструментов, позволяющих оперативно отслеживать ситуацию здесь и сейчас и вносить своевременную коррекцию
  • Отсутствие проактивной обратной связи с покупателями, фактически проблемы не решаются, лояльность падает

Решения

  • Автоматизированный кабинет менеджера по закупкам, с рассчитанными, на основании скоростей продаж потребностей и остатков, отсортированными по потенциальному профиту с ценами конкурентов скачанными из доступных площадок, предложениями поставщиков и маржой. ИИ самостоятельно рассчитывает и создает предварительные заказы поставщикам, менеджеру остаётся только проверить и утвердить их. И с учётом бонусов вендоров Карл!
  • Товар распределяется по складам, в зависимости от потребностей рассчитанных автоматически
  • Ячеичное хранение, учёт товаров по штрихкодам на складе, использование RFID меток и мобильных устройств. Защита от ошибок кладовщиков посредством автоматической проверки где взял и куда положил.
  • Автоматическое формирование прайс листов с учётом цен конкурентов, себестоимости и вилки приемлемой маржи по товару/группе товаров
  • Автоматически пересчёт цен товаров с учётом изменений курса валюты
  • Автоматизированный контроль и настройка маркетинговых компаний, отслеживание результатов
  • Мотивация сотрудников рассчитываемая автоматически, расчёт и начисление зарплаты без участия людей
  • Удобный интерфейс для мониторинга ситуации в целом и по подразделениям компании, мгновенное информирование в случае если где-то возник затор или проблема
  • Обработка отзывов и предложений клиентов с автоматической эскалацией, в случае отсутствия решения.
  • Бонусы, маркетинговые акции, мобильные приложения и прочие системы для дополнительного повышения лояльности клиентов
  • Мобильные приложения для контроля текущей ситуации, подписания операционных платежей и получения отчётов

Практические кейсы из жизни эксплуатантов: