Торговля
Розничная (ритейл) b2c, оптовая b2b, электронная (она же дистанционная) eCommerce. Сейчас даже продукты продаются через электронный площадки, хотя, на самом деле, сайт, это только верх айсберга. И даже если торговля производится исключительно оффлайн, это не отменяет необходимости автоматизации внутренних процессов. Иначе, при увеличении объёмов, хаос нарастает в геометрической прогрессии. И нужно понимать, что внедрение ИС (с любой аббревиатурой ERP, CRM, IEM) абы как, или, как обычно, это бывает, просто для того, чтобы вместо экселя вносить данные в 1С, не решает задачи ни в коей мере, а скорее наоборот, увеличивает и так нарастающий хаос. До того, как вообще начинать проект внедрения решения, будь то ERP, CRM, WMS или же IEM, необходимо выполнить следующие шаги:
- провести преданализ (иногда — разведку боем) на месте
- сделать реинжиниринг бизнес процессов — спланировать новый и максимально эффективный процесс to be после внедрения информационной системы
- наметить цели, как по компании целиком, так и по каждому блоку в отдельности
И только после этого, можно начинать формальный проект внедрения информационного решения, т.е. написать устав, спланировать и создать дорожную карту и.т.д.
Ключевой и наиболее частой ошибкой — является отсутствие этапа реинжиниринга или проведение его без достаточного понимания и опыта, иногда в следствие лени или недопонимания,
а иногда в угоду уже состоявшемуся в принимающей организации укладу, профессиональному искажению на местах.
Результатом же будет сбор требований "как есть", и автоматизация уже существующих в организации, часто "кривых" процессов.
Итого — получается некое нагромождение костылей, автоматизирующее заведомо не эффективный процесс.
Процесс, который потенциально, без автоматизации имел шанс эволюционировать, теперь ещё будет связан дополнительными рамками закреплёнными в информационной системе.
Вот, навскидку, краткий перечень внутренних (только внутренних) типовых проблем торговой компании:
Проблемы
- Закупается не тот товар, который актуален в данный момент. В итоге деньги потрачены, склад завален хламом, ходовых товаров не хватает
- Закупается ходовой товар, по не оптимальной цене, по разным причинам, что существенно урезает потенциальную маржу
- Товар распределён по складам таким образом, что практически любой заказ, вызывает бурление логистики, потерю времени (читай — лояльности) и денег
- Никто не знает — что где валяется и когда всё это кончится, типичная проблема складского хозяйства испокон веков
- Невозможно сформировать оптимальный прайс-лист, в итоге какие-то товары фактически отдаются ниже возможной цены, а какие-то зависают навечно
- Проблема с курсовой разницей и контролем маржи в зависимости от себестоимости валютного товара
- Никто вообще не знает как эффективно работают маркетинговые компании и программы лояльности, однако туда уходят миллионы реальных денег.
- Кто будет контролировать контроллеров. Проблема любой организации вообще — мотивация сотрудников, не менее актуальна и в торговой компании.
- Нет инструментов, позволяющих оперативно отслеживать ситуацию здесь и сейчас и вносить своевременную коррекцию
- Отсутствие проактивной обратной связи с покупателями, фактически проблемы не решаются, лояльность падает
Решения
- Автоматизированный кабинет менеджера по закупкам, с рассчитанными, на основании скоростей продаж потребностей и остатков, отсортированными по потенциальному профиту с ценами конкурентов скачанными из доступных площадок, предложениями поставщиков и маржой. ИИ самостоятельно рассчитывает и создает предварительные заказы поставщикам, менеджеру остаётся только проверить и утвердить их. И с учётом бонусов вендоров Карл!
- Товар распределяется по складам, в зависимости от потребностей рассчитанных автоматически
- Ячеичное хранение, учёт товаров по штрихкодам на складе, использование RFID меток и мобильных устройств. Защита от ошибок кладовщиков посредством автоматической проверки где взял и куда положил.
- Автоматическое формирование прайс листов с учётом цен конкурентов, себестоимости и вилки приемлемой маржи по товару/группе товаров
- Автоматически пересчёт цен товаров с учётом изменений курса валюты
- Автоматизированный контроль и настройка маркетинговых компаний, отслеживание результатов
- Мотивация сотрудников рассчитываемая автоматически, расчёт и начисление зарплаты без участия людей
- Удобный интерфейс для мониторинга ситуации в целом и по подразделениям компании, мгновенное информирование в случае если где-то возник затор или проблема
- Обработка отзывов и предложений клиентов с автоматической эскалацией, в случае отсутствия решения.
- Бонусы, маркетинговые акции, мобильные приложения и прочие системы для дополнительного повышения лояльности клиентов
- Мобильные приложения для контроля текущей ситуации, подписания операционных платежей и получения отчётов
Практические кейсы из жизни эксплуатантов:
Закупка
- Автоматизация закупки. Контрольная панель закупщика и другие инструменты
- Управление висяками. Контроль, предупреждение и форсирование продаж неликвидов — автоматически
- Заказ товара со складов поставщиков автоматически
- Автоматизация закупок через интернет-биржу поставщиков
- Мотивация закупщиков. Автоматический расчет и контроль показателей
Ассортимент
- Ассортиментная матрица, формирующаяся автоматически
- Запрос котировок: тысячи строк в файле за несколько секунд, и без людей
Склад
- Поток единичных изделий в приходовании товара
- Приемка на складе. Выравнивание
- Оптимальное распределение товаров по торговой сети
- Инвентаризация склада — космическая скорость с ювелирной точностью
Логистика
- Комбинаторика частичных отгрузок
- Управление доставками — маршрутизация заказов без участия людей
- Кросс-докинг в розничной логистике
- Хейдзунка в доставке
Продажи
- Миллионы онлайн-заказов без участия людей
- Создание описаний для миллиона товаров
- Допродажа услуг и сопутствующих товаров в интернет-магазине
- Импорт-экспорт и мультивалютный учет
- Интеграция с eBay и AliExpress
- Анализ сравнительной рентабельности направлений. Автоматически и с неожиданными результатами
Маркетинг
- Автоматическая генерация объявлений контекстной рекламы
- Рентабельность контекстной рекламы по-настоящему
- Программа лояльности. Автоматическая и эффективная
Персонал
- Автоматическая касса. Мало кассир не нужен, еще и деньги зарабатывает
- Замена незаменимых сотрудников. Рост прибыли прилагается
- Материальная мотивация персонала. Автоматическая система
Отчётность
решения
предприятия
клиентов
бизнес процессов